РП Русский 11 класс 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе составлено на основании
нормативных документов
-Школьный учебн. план МБОУ Орловской СОШ на 2023-24 уч.год.
-Программы для общеобразов. учреждений. Русский язык 10-11 кл. А.И. Власенкова
«Просвещение», . М.; 2001г.
-Учебник «Русский язык 10-11 класс» А.И. Власенков; М; «Просвещение». 2008г.
Преподавание данного предмета осуществляется по программе с использованием учебника по
программе 1 час в неделю. Всего 34 ч.
Для контроля над уровнем обученности уч-ся предусмотрено проведение диктантов - сочиненийизложений . Национальный региональный компонент изучается на уроках развития речи как
лингвостилистический анализ . Темы, предложенные программой, соответствуют
последовательному содержанию учебного материала учебника. Перечень методического
обеспечения.
1) Учебно-методический журнал « Русский язык в школе», под редакцией Н.М. Шанского.
2) Мет. пособие «Русский язык 11 класс» (поурочные планы). Л.А. Тропкина. Волгоград «Учитель»
2002г.
3) Мет. пособие «Тесты по русскому языку 10-11 класс» В.В. Тихонова, Т.Е. Шаповалова. М.
«Дрофа» 2000г.
4) Уч. пособие «Тестовые технологий в итог. аттестации выпускников школы». И.В. Пасичник, Т.П.
Харитонова. Челябинск «РОСТ» 2006г.
5) Метод. пособие «Комплексный анализ текста по русскому языку 9 класс» рабочая тетрадь А.Б.
Малюшкин, М, Т.Ц. Сфера, 2006 год.
Основная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в
том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки грамотного
письма, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к примерной программе
среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10–11 классов
общеобразовательных учреждений. Школьное образование в современных условиях призвано
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе
приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессиональнотрудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это
предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности,
способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно
представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного
жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как
компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой
деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное

саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций
обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и
системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования
.направлено на достижение следующих целей: – воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения; – развитие и совершенствование способности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков
самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению
высшего гуманитарного образования;– углубление знаний о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка;
языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; – овладение умениями
опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом
их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к
языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности,
соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; –
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в
профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и
целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. На основании
требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
2004 г. в содержании развернутого тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный
подходы, которые определяют задачи обучения: · углубление знаний о лингвистике как науке;
языке как многофункциональной развивающейся системе; · овладение способами
познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной; · освоение
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой
компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания
образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих
формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы,
обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические
единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это
содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В
третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и
обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом,
тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование
ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны
с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное
изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей
продолжения образования и будущей профессиональной деятельности. Личностная ориентация
образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.
Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает
возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих,

социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана
способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников,
их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к
социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных
качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики:
необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована
не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности,
мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это
поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической
прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного
отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять
творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к
конструктивному взаимодействию с людьми.
Настоящий тематический план учитывает естественно-научную направленность 10–11 классов, в
которых будет осуществляться учебный процесс. Тематический план предусматривает 34 ч в
объеме 1 часа в неделю. В соответствии с этим реализуется: примерная программа среднего
(полного) общего образования по русскому языку для 10–11 классов, на основании которой
содержатся требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку и
учитывается направленность классов по уровням обучения.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков,
спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, планируемые результаты, что
представлено в схематической форме. Основой целеполагания является обновление требований к
уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую
особенность педагогической концепции Федерального государственного стандарта – переход от
суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках
отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие
результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают
специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном
стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой
деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса
русского языка.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ
учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде
сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Формирование целостных представлений о русском языке будет осуществляться в ходе
творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковедческих фактов и
явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности
к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование
нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных
дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Для освоения содержания среднего
(полного) образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и

мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата), использовать элементы причинно- следственного и структурнофункционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта,
самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации
объектов – в плане это является основой для целеполагания.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или
игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,
направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной
деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте
деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции,
определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание
плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация
проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в
рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать
содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания,
проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания,
адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью
свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект.
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью,
умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника,
признавать право на иное мнение, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать
мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и
коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации,
включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения, осознанно выбирать выразительные
средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно
подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения
диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных
ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации,
создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Инновационное развитие методики преподавания русского языка ориентировано прежде всего
на формирование информационно- коммуникативной компетенции учащихся. С точки зрения
развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности
учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели,
планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.),оценивать ее
результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы
своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие
духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли

отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение
формулировать свои мировоззренческие взгляды, объективно оценивать свои учебные
достижения, соотносить приложенные усилия с полученными результатами и на этой основе –
воспитание гражданственности и патриотизма.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10- 11 классах состоит в том, что на базовом
уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей
культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации
личности.
Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка
формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах
речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из
различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать
цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и
создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к
продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к
реализации преподавания русского языка в 10-11 классах.
На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано
содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование
коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного
языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения
пользоваться различными лингвистическими словарями
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Формы обучения: Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урокисследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико- фразеологический,
речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки,
составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада,
написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим
его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления,
уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико- фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно- изучающее, ознакомительнореферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ
текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение
текста; составление тезисов; редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование;
докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социальнокультурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике
речевого общения;
- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной
литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном
виде), конспектирование.
Система условных обозначений:
компетенции: Я – языковая и лингвистическая (языковедческая);
К – коммуникативная;
Р – рефлексивная;
ЛС – личностное саморазвитие;
ЦО – ценностно-ориентационная;
СП – смысло-поисковая;
КВ – культуроведческая; уровни освоения: – продуктивный, – исследовательский, – творческий.
Используемый учебно-методический комплекс
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 1011 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.
Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2002.
3. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11
класс. – М.: ВАКО, 2006.
5. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005. 6.
Разные типы словарей. Литература для учителя 1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык.
Орфография. Пунктуация.- М., 2000 2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978. 3. Дейкина А.Д.
Обучение и воспитание на уроках русского языка. 4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике
русского языка.-М.,1988 5. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.
6. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в
вузы.- М., 1994
7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.
8. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за
курс основной школы.9 класс. – М., 2002.
9. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995

10. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.-М., 1999
11. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.
общеобразоват. учреждений .-М.: Просвещение, 2006
12. Егорова Н.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс- .М.: «Вако»,
2005
Литература для учащихся
1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
 связь языка и истории, культуры русского и других народов;
 смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь
 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
 проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и
разновидностей языка; аудирование и чтение
 использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо
 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;

 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
 соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
 использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
 осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
 развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
 совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
 самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни
государства.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста,
используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по
заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения,
словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение
лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями,
нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в
соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат
соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося,письменные работы типа
изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ
Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии
оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в
письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в
сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. — М., 2001.)

С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение
оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая —
за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится
работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за
содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы
ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и
грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых
недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических,
пунктуационных и грамматических. Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является
одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку.
Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в
конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2)степень осознанности, понимания изученного;
3)языковое оформление ответа. Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной
пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на
практике, привести самостоятельно составленные примеры;
3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке
правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры;
3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя школа им. Г. А. Рубанова»

Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2023/2024
Вариант: 11 класс 2021-2022
Общее количество часов: 34
№
уро

Тема урока

Ко
л-

Содержание урока

Раздел 1: Язык как знаковая система и общественное явление - 5 ч
Повторение изученного в
Разделы языкознания. Предмет изучения
10 классе
каждого раздела. Взаимосвязь между
единицами языкознания.
1.
1
Русский язык в
Русский язык - язык международного общения.
современном мире
Значение русского языка в мире.
2.

1
Экология языка

3.

Связь языка с культурой и литературой.
Изменчивость языка. Современный русский язык.
1
Мониторинг знаний обучающихся на начало
учебного года.

Входная контрольная
работа
1

4.

Анализ допущенных в контрольной работе
орфографических, грамматических,
пунктуационных и речевых ошибок.

Анализ контрольной
работы. Работа над
ошибками

1
5.
Раздел 2: Язык и речь. Культура речи - 11 ч
Синтаксис.
Синтаксис как раздел языкознания.
Синтаксические нормы
Словосочетание, предложение, текст. Нормы
построения синтаксических единиц.
1.
1
Пунктуационные нормы
Пунктуация как раздел языкознания. Знаки
русского языка
препинания и их функции. Пунктограммы.
2.

1
Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами

3.

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Сложные случаи.
1

Знаки препинания в
предложениях с
обособленными членами
4.

Обособленные члены предложения. Знаки
препинания при определениях, приложениях,
обстоятельствах.
1

Знаки препинания в
предложениях с
вводными конструкциями
5.

Вводные слова и предложения. Вставные
конструкции.
1

Знаки препинания в
сложносочиненном
предложении
6.

Сложные предложения. Союзные предложения.
Сложносочиненные предложения.
Сочинительные союзы.
1

Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении
7.

Союзные предложения. Сложноподчиненные
предложения и их виды. Разновидности
подчинительных союзов.
1

Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении
8.

1
Знаки препинания в
сложном предложении с
разными видами связи

9.

Бессоюзные предложения (БСП), их
грамматические признаки. Смысловые
отношения между частями БСП. Знаки
препинания в БСП.
Сложные предложения с разными видами связи.
Смысловые отношения между частями сложного
предложения. Знаки препинания при них.

1
Контрольная работа по
синтаксису и пунктуации

Применение теоретических знаний по
синтаксису и пунктуации на практике.

10.

1
Анализ контрольной
Анализ допущенных в контрольной работе
работы. Работа над
орфографических, грамматических,
11. ошибками
1 пунктуационных и речевых ошибок.
Раздел 3: Функциональная стилистика и культура речи - 14 ч
Стилистика русского языка. Функции каждого
Понятие о
стиля. Стилистические нормы русского языка.
функциональной
стилистике и о
стилистической норме
1
1. русского языка
Стилистика русского языка. Функции каждого
Понятие о
стиля. Стилистические нормы русского языка.
функциональной
стилистике и о
стилистической норме
1
2. русского языка
Разговорная речь
Стили языка. Разговорная речь. Области ее
применения.
3.

1
Научный стиль

4.

Стили языка. Научная речь. Области ее
применения.
1

Официально-деловой
стиль
5.

Стили языка. Официально-деловой стиль.
Области его применения.
1

Публицистический стиль

6.

Стили языка. Публицистический стиль. Области
его применения. Жанры публицистики.
1

Интервью

7.

Интервью - беседа в форме вопросов и ответов,
диалог журналиста и носителя информации.
1

Очерк

8.

Очерк - небольшое литературное произведение,
краткое описание жизненных событий.
1

Язык рекламы

9.

Язык рекламы - особый язык для привлечения
внимания. Слоган. Социальная реклама.
1

Культура публичной речи

10.

Устные выступления - речи, доклады на
общественно-политические, нравственноэтические темы.
1

Язык художественной
литературы
11.

Язык художественной литературы. Образность,
широкое использование изобразительновыразительных средств.
1

Язык художественной
литературы
12.

Язык художественной литературы. Образность,
широкое использование изобразительновыразительных средств.
1

Итоговая контрольная
13. работа
Анализ контрольной
работы. Работа над
14. ошибками
Раздел 4: Повторение - 4 ч
Повторение изученного в
10-11 классах.
1.

1

1

Повторение содержания основных разделов
русского языка.
1

Повторение изученного в
10-11 классах.
2.

Повторение содержания основных разделов
русского языка.
1
Повторение содержания основных разделов
русского языка.

Повторение изученного в
10-11 классах.
1

3.
Повторение изученного в
10-11 классах.
4.

Применение графических и пунктуационных
знаний на практике.
Анализ допущенных в контрольной работе
орфографических, грамматических,
пунктуационных и речевых ошибок.

Повторение содержания основных разделов
русского языка.
1

Состояние на 26.09.2023 20:10:21
© Сетевой Город. Образование 5.18.67765.212

яя школа им. Г. А. Рубанова»

Материалы,
пособия

Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Задания для
контрольной
работы.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.

Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Задания для
контрольной
работы.
Задания для
контрольной
работы.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.

Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Орфографически
й словарь
Задания для
контрольной
работы.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.
Русский язык .
10-11 классы.
Л.М.Рыбченкова
и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».