Рабочая программа общ 7-8 кл. Котова Лискова

1

I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,
протокол заседания от 08.04.2015 №1/15);
- Примерной
образовательной
программы основного общего образования по
обществознанию,
рекомендованной
к использованию Министерством образования и
науки РФ,
с учетом авторской программы основного общего образования по
обществознанию под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н.
Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидата
педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидата педагогических наук, помещенной в
сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2011;
- Приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказов Минобрнауки России от
03.06.2008 №164, от 31.08.2008№164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011
№2643, от 24.01.2012 №39), от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609);
- Приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов
Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от
01.02.2012 №74);
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. От 26.01.2016) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ
Хадынской средней общеобразовательной школы;
- Учебного плана МБОУ Хадынской СОШ на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н.
Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение, 2019.
2. Рабочие тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.:
Просвещение, 2017.
Цели изучения обществознания в основной школе:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15

лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социаль
ной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной
позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,
способности к самоопределению и самореализации;
2

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к

социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах
•
человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семей
но-бытовых отношений.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и
нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского
общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём,
адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными
расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе, фундаментом
которого являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает
общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук:
философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию,
этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его
интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и
факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения
обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в
духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные
контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная
стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в
школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания
по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной
позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности.
3

Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой
путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме
и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного
взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы
«Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс
обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах,
факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При
изучении курса «Обществознание» в основной школе необходимо использовать
метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Обществознание» относится к
учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часа (из расчета один учебный час в
неделю).
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и
личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит
овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по
обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для
общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними
и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
4

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать
в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать
оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
5

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование разделов

Количество
Часов

в том числе
контрольные
проектные
работы
работы

1

Введение

1

2

Мы живем в обществе

21

2

1

3

Наша Родина – Россия
Итоговое повторение и обобщение
материала курса обществознания
Всего

10

1

1

2

1

34

4

4

2

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава I. Мы живем в обществе.
Общество – что это такое? Как устроено общество. Общественные отношения.
Многообразие правил. Социальные нормы. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды и
церемонии. Правила этикета и хорошие манеры. Сетикет.
Что такое экономика? Натуральное и товарное хозяйство. Материальные
блага. Основные участники экономики: производитель и потребитель.
Производственная деятельность человека. Что и как производить? Затраты
производства. Прибыль. Рынок. Цена товара. Торговля и ее формы. Реклама –
двигатель торговли. Домохозяйство. Экономические функции домохозяйств.
Источники доходов семьи. Сбережения. Семейный бюджет. Финансовые цели и
планы. Активы и пассивы. Прожиточный минимум и потребительская корзина.
Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Труд и социальная лестница. Путь к успеху лежит через труд. От ступеньки к
ступеньке.
Страна и государство. Когда и почему возникло государство. Может ли
прожить общество без государства. Что отличает граждан от подданных. Закон
устанавливает порядок в обществе и границы свободы поведения. Закон стремится
установить справедливость.
Культура вокруг нас. Материальная и духовная культура. Пути приобщения
человека к культуре. Культурный человек.
Практикум к главе I.
Глава II. Наша Родина – Россия.
6

Российская Федерация. Субъекты РФ. Государственный язык. Что значит быть
патриотом. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Конституция –
основной закон страны. Признаки Конституции. Конституция РФ как юридический
документ. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Выборы и референдум.
Гражданственность.
Нация. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная
культура России. Что такое национальность.
Защита Отечества. Долг и обязанность. В чем заключается военная служба.
Готовить себя к исполнению воинского долга.
Практикум к главе II.
VII. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература для учителя:
1. Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией
Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М: Просвещение, 2019 - 175 с.: ил., карт.
2. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11
классы. А.О. Чернышева. – Ростов н/Д: Легион, 2016.
3. Рабочее тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.:
Просвещение, 2017.
4. Методические рекомендации по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание.
Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва. «Просвещение» 2008.
5. Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание.
Автор-составитель Поздеев А.В. Москва. «ВАКО» 2009.
6. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д.
Губин. — М., 2008.
7. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
8. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
9. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
10. Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие
для учителя с дидактическими материалами /А.Ю.Лабезникова. – М.: Школа-Пресс,
2000.
11. Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К
учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО,
2012.
12. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н.
Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
13. Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7
классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011
14. Е.Л. Рутковская, Т.Е.Лискова. Сборник заданий Обществознание. ЕГЭ 2010. М., 2009.
15. 17. С.А. Нижников. Тесты по обществознанию. Учебное пособие. «Экзамен» М.,
2006.
16. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. М.,
«Дрофа» 2001.
17. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
18. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе.
Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
19. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
20. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
21. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999.
7

Литература для обучающихся:
1. Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией
Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М: Просвещение, 2019 - 175 с.: ил., карт.
2. Рабочие тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.:
Просвещение, 2017.
3. Конституция РФ. М., 2002.
4. Декларация прав ребенка;
5.

Конвенция о правах ребенка.

6. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995.
7. Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
8. Обществознание. Пособие-репетитор-Ростов-на-Дону, 2008 г.
9. Справочник школьника, Обществознание –Москва, 2003 г.
10. Словарь исторических и общественно-политических терминов -Москва. 2005 год.
11. Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение»
2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской
Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ —
Президент
Российской
Федерации.
http://www.rsnet.ru/ —
Судебная
власть
Российской
Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf —
Собрание
законодательства
Российской
Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным
наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm —
Образовательные
ресурсы
Интернета
—
обществознание.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru —
журнал
«Человек
и
труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm —
Духовная
жизнь
общества
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический
портал.
http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

8

VIII. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Критерии оценки устного ответа:
 глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
 твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
 неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности
суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение
навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
 отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой
единицу (используется очень редко).



Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий
оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе
выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности –
тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;






Критерии оценки тестового задания:
86-100% - отлично «5»;
61-85% - хорошо «4»
36-60% - удовлетворительно «3»;
менее 35% - неудовлетворительно «2»;





Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и
проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
 привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
 выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на
дополнительные вопросы – тремя баллами;
 полное отсутствие работы - отметка «2»;


9

IX. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока
(страницы учебника, тетради)

1 Введение
2 Как устроена общественная жизнь
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Как устроена общественная жизнь
Что значит жить по правилам
Что значит жить по правилам
Экономика и ее основные участники
Экономика и ее основные участники
Производственная деятельность человека
Обмен, торговля, реклама
Обмен, торговля, реклама
Домашнее хозяйство
Домашнее хозяйство
Бедность и богатство
Человек в обществе
Человек в обществе
Контрольная работа
Зачем людям государство
Почему важны законы
Почему важны законы
Культура и ее достижения
Культура и ее достижения
Практикум к главе I
Наша страна на карте мира
Государственные символы России
Государственные символы России
Конституция Российской Федерации
Конституция Российской Федерации
Мы – многонациональный народ
Мы – многонациональный народ
Защита Отечества
Защита Отечества
Практикум
Итоговая контрольная работа
Итоговое повторение

10

Дата
проведения
План Факт

Примечание

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения
(приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, в ред. от 31.12.2015г.);
Закона РФ об образовании №273-ФЗ от 21.12.2012г.; Рабочих программ к предметной линии
учебников под редакцией О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой. 6-9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений; учебного плана МОУ Ликино-Дулёвская гимназия; Примерной
учебной программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений в 6-9 классах,
рекомендованной Министерством образования РФ.
Данная рабочая программа ориентирована на учебники:


Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.А.Котова, Т.Е.
Лискова. – М. : Просвещение, 2019. – 80с. : ил. – (Сферы). – ISBN 978-5-09-070433-5.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные
объекты изучения: экономика, о роли экономики в жизни каждого человека и общества в целм, о ее
влиянии на различные стороны жизни, а также подробно изучат многообразие социальных
общностей и групп, процессы, происходящие в социальной сфере, и социальную структуру общества
в РФ.
Изучение обществознания в 8 классе – это следующий этап изучения предмета, который
ориентирован на формирование целостного представления об обществе. В курсе 8 класса изучаются
два направления –социальная сфера и экономика.
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены
стандартом.
Расширенное изучение предмета осуществляется за счёт интенсификации и
компьютеризации учебного процесса; блочного изучения общественных отношений. На всех
уроках идёт последовательное правовое развитие. Особое внимание уделяется работе по
краеведению-изучению законов и порядков Московской области, что способствует воспитанию
чувства патриотизма, уважения к закону и ценностям отечественной культуры, в т. ч., культуре
родного края.
Особое место в изучении курса обществознания в 8 классе отводится привитию навыков
исследовательской, проектной работы; подготовке к гимназическому Дню науки, районному
конкурсу творческих работ «Старт в науку», другим различным турнирным формам по предмету,
олимпиадам.
Курс обществознания в 8 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию системно-деятельностного подходов к обучению предмету:

 развитие у личности экономического образа мышления, социального поведения,



способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин;
воспитание толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе,
его сферах, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
11

дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и
самообразования;
 овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни
гражданского общества и государства;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения.
Программа соответствует расширенному уровню федерального государственного
стандарта основного общего образования по курсу обществознание. Согласно учебного
плана гимназии на 2020-2021 уч. год объем учебной нагрузки составляет 34 часа - 1 час
в неделю.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов
контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы
контроля: беседа по вопросам, тестирование, письменный опрос, подготовка сообщений; работа по
карточкам; составление схем, таблиц, написание эссе, сообщение на историко-культурную темы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного
учреждения в форме контрольных работ, контрольного тестирования, письменного развернутого
ответа на проблемный вопрос, презентации проектов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
 содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
 формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и
нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского
общества и утверждение правового государства;
 воспитание гражданственности и любви к Родине;
 создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём,
адекватных современному уровню научных знаний;
 выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения
и качества:




Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
12














базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «Обществознание» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
 самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
 самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
 самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
 извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
13



перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат.
Коммуникативные УУД:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
 задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Обществознание» является сформированность
следующих умений:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов
экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников
различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические
явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать
полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
14

• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в
экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные
общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.

15

2. Содержание учебного предмета
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система
Наименование
разделов
Введение.

Кол-во
часов
1

Характеристика основных видов учебной деятельности
обучающихся
Написание вводной контрольной работы.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач,
контролирование и оценивание процесса и результата деятельности.
Понимание место человека в обществе и свою собственную роль в
окружающем мире.

Глава I. Мир экономики 15

Умение определять основные понятия по теме. Выявление
особенностей и признаков объектов, приведение примеров в качестве
доказательства выдвигаемых положений. Взаимодействие в ходе
групповой работы, ведение диалога, участие в дискуссии, принятие
другого мнения и позиции, допущение существование различных
точек зрения. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный
или письменный ответ на вопрос.

Глава II. Человек в
экономических
отношениях.

9

Умение определять основные понятия по теме. Формирование
умений построения и реализации новых знаний, изучение
содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим
материалом, составление тезисного плана статьи. Работа в парах.
Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с
помощью словарей и справочной литературы. Устный или
письменный ответ на вопрос.

Глава III. Социальная
сфера.

7

Умение определять основные понятия по теме. Формирование
умений построения и реализации новых знаний, изучение
содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим
материалом, составление тезисного плана статьи. Приведение
примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. Устный
или письменный ответ на вопрос.

Повторение.

2

Актуализация знаний по пройденным темам. Применение основных
обществоведческих терминов и понятий; преобразование в
соответствии с решаемой задачей.
Всего: 34 часа

16

3. Календарно-тематическое планирование

№

Тема урока

Примечан Планируемые
ие (д/з)
сроки

Фактические
сроки
8А

1

Введение. 1 час.

1 неделя

Вводная контрольная работа. Инструктаж по
ОТ и ТБ
2

Глава I. Мир Экономики(15ч)

§1

2 неделя

Экономика и ее роль в жизни общества
3

Типы экономических систем

§2

3 неделя

4

Спрос и предложение

§3

4 неделя

5

Как рынок регулирует экономику

§4

5 неделя

6

Как рынок регулирует экономику

§4

6 неделя

7

Экономика фирмы

§5

7 неделя

8

Роль государства в экономике

§6

8 неделя

9

Деньги и их функции

§7

9 неделя

10

Для чего нужны банки

§8

10 неделя

11

Занятость и безработица

§9

11 неделя

12

Налоги

§ 10

12 неделя

13

Государственный бюджет

§ 11

13 неделя

14

Как развивается экономика

§ 12

14 неделя

15

Повторительно-обобщающий урок «Мир
экономики»

Повтор.
гл.1

15 неделя

17

8Б

16

Контрольная работа №1

Подготовк 16 неделя
а к к/р

17

Глава II.Человек в экономических отношениях. § 13
(9 ч)

17 неделя

Труд в современной экономике
18

Предпринимательство.

§ 14

18 неделя

19

Предпринимательство.

§ 14

19 неделя

20

Личные финансы

§ 15

20 неделя

21

Экономика семьи

§ 16

21 неделя

22

Экономика семьи

§ 16

22 неделя

23

Права потребителя.

§ 17

23неделя

24

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Человек в экономических отношениях»

Повтор. §
13-17

24 неделя

25

Контрольная работа №2

Подготов.. 25 неделя
к к/р

26

Глава III. Мир социальных отношений

§ 18

26 неделя

Социальная структура общества
27

Как изменяется социальная структура
общества.

§ 19

27 неделя

28

Какие группы составляют современное
российское общество

§ 20

28 неделя

29

Этнические общности. Россия —
многонациональное государство.

§ 21

29 неделя

30

Социальная политика современного
российского государства

§ 22

30 неделя

31

Социальная политика современного
российского государства

§ 22

31 неделя

32

Мир социальных отношений.

С.76

32 неделя

18

33

Итоговая контрольная работа

Повтор.гл. 33 неделя
1-3

34

Итоговое повторение

Повтор.гл. 34 неделя
1-3

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».