РП литература 7 класс 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 классов составлена в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
на основе авторской программы по литературе (базовый уровень В.Я.Коровиной,. В.П.
Журавлёва, В.И.Коровина для 5-11 классов («Литература. Программы общеобразовательных
учреждений.5-11 классы (Базовый уровень») Под редакцией В.Я Коровиной. Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации, 5- издание –М., Просвещение, 2019
г.) и учебника для общеобразовательных организаций «Литература 7 класс» ( Учебник для
общеобразовательных учреждений. Авторы-составители Коровина В.Я., Журавлев В.П.,
Коровин В.И. М.: «Просвещение», 2019) в соответствии с Федеральным компонентом
государственного стандарта основного общего образования.
В соответствии с приказом Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от
06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в
общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества
подготовки обучающихся", приказа Министерства образования Московской области от
04.02.2020 №134 «Об утверждении концепции региональной системы оценки качества
образования Московской области, региональных показателей качества подготовки обучающихся
и регламента разработки контрольно-измерительных материалов для проведения региональных
процедур качества подготовки обучающихся», с целью формирования читательской грамотности
школьников, проведена корректировка рабочей программы и внесены дополнения в пункте
«Планируемые результаты изучения учебного предмета»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Коровина В. Я. Литература:
7 класс: Учебник: В 2 ч. Литература 7 класс. Учебник для 7 класса общеобразовательных
учреждений. М., Просвещение 2019

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
Ученик научится:










понимать ключевые проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других
народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств
языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
(элементы филологического анализа);
формулировать собственное отношения к произведениям литературы, их оценка;
интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимать авторские позиции и свое отношение к ней;
воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленно читатьи адекватно
воспринимать;











пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств
русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанномутексту,
создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие
произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых
средств в создании художественных образов литературных произведений.

находить и извлекать информацию в различном контексте;
объяснять и описывать явления на основе полученной информации;
анализировать и интегрировать полученную информацию;
формулировать проблему, интерпретировать и оценивать её;
делать выводы, строить прогнозы, предлагает пути решения

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь
характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к
несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.
«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского
народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие,
мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и
народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи
Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины.
Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного
стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его
национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как
представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений).
Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа
народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия
пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки
(развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного
отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова
в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо
Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...»,
«На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости
свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории
России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.
Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское

отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.
Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов
Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского
писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма
об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи
поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым
человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с
произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и
стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках,
оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы
и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым
гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.
Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос
(развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.
Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной
язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие
взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских
женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности
исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской
музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов»
и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема
древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.
Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в
«Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения
детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).
Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье.
Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.
«Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для
чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф.
Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»,
«Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».
Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).
Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как
средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о
роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и
гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные
представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический
пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная
щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем.
Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой
человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи
доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного
чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины
природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире
поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны.
А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А.

Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».
Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест
против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание
огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера
героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость
от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф.
Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений,
состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы
русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления
поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический
жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б.
Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая
грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла
«Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости
общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности
художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический
характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за
свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним- двумя
штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и
возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и
опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№

Содержание программного материала

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

6

3.

Из древнерусской литературы

2

4.

Из русской литературы XVIII

2

5.

Из русской литературы XIX века

27

6.

Из русской литературы XX века

24

7.

Из литературы народов России

1

8.

Из зарубежной литературы

5
Итого

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
7 класс

Учебник под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева в 2-х частях
«Литература 7 класс»
№ пп

1

2

68 часов (2 часа в неделю)
Наименование разделов и тем
Плановые
сроки
прохождения
Введение (1ч.)
Введение. Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы.

01.09. -06.09

Устное народное творчество (6ч.)
Устное народное творчество. Предания.
01.09. -06.09

6
7

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».
Русские былины Киевского и Новгородского циклов (урок
внеклассного чтения 1).
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос (урок
внеклассного чтения 2).
«Песнь о Роланде» (фрагменты).
Пословицы и поговорки.

8

Из древнерусской литературы (2ч.)
Русские летописи. «Повесть временных лет».

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

3
4
5

10

11

12
13
14
15
16
17
18

19

20
21
22
23
24
25

07.09 – 13.09
14.09 – 20.09
21.09 – 27.09
21.09 – 27.09
28.09 – 04.10

Из русской литературы VIII века (2 ч.)
М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день
восшествия на Всероссийский престол ея Величества
28.09 – 04.10
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
(отрывок).
Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На
птичку…», «Признание».
05.10 – 11.10
Из русской литературы XIX века (27 ч.)
А.С.Пушкин. «Полтава» (отрывок).
05.10
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных
волн…»).
12.10
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение
19.10
«маленького человека».
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
02.11
молодого опричника и удалого купца Калашникова»:
конфлликт и система образов.
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова»:проблематика и поэтика.
09.11
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»,
«Ангел», «Молитва».
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.
16.11
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (урок развития речи 1).
23.11
И.С.Тургенев. «Бирюк»: автор и герой.
И.С.Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.
30.11

– 11.10
– 18.10
– 25.10
– 08.11

– 15.11
– 22.11
– 29.11
– 06.12

Скоррект
ированны
е сроки

Приме
чание

26
27
28
29
30

31
32
33
34
35

36
37
38

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

54
55
56
57
58
59
60
61

62

И.С.Тургенев. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача».
Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».
07.12 – 13.12
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие
стихи судьбе народа (урок внеклассного чтения 3).
А.К.Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как
исторические баллады.
Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина». М.Е.Салтыков14.12 – 20.12
Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного
чтения 4).
21.01 -27.01
Л.Н. Толстой. «Детство» (главы).
Автобиографический характер повести.
Л.Н. Толстой. «Детство» (главы).
Главный герой повести и его духовный мир.
11.01 – 17.01
Урок контроля (урок развития речи 2). Литературный ринг.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П.Чехов.
Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов.
Осмеяние душевных порок.
18.01 – 24.01
Средства создания комического в рассказе А. П.Чехова
«Хамелеон»: проблематика рассказа.
А. П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (урок
25.01 – 31.01
внеклассного чтения 5).
. «Край ты мой родимый край…» (обзор).В.А.Жуковский.
«Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край
ты мой родимый край…» (урок развития речи 3)
Из Русской литературы ХХ века (24 ч.)
И.А. Бунин. «Цифры».
И. А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного
01.02 – 07.02
чтения 6).
М. Горький. «Детство» (главы): темные стороны жизни.
08.02 – 14.02
М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни.
М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
15.02 – 21.02
Л. Н. Андреев. «Кусака».
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче».
22.02 – 28.02
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».
А. П. Платонов. «Юшка».
01.03 – 07.03
А. П. Платонов. «Юшка».
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». (урок
09.03 – 14.03
внеклассного чтения 7)
Классное контрольное сочинение (урок развития речи 4).
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют
15.03 – 21.03
синие…». «Июль – макушка лета…». «На дне моей жизни…».
На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А.Ахматовой,
К.М. Симонова, А.А. Сурикова, А.Т.Твардовского, Н.С.
31.03 – 06.04
Тихонова и др. (урок внеклассного чтения 8).
Ф. А, Абрамов. «О чем плачут лошади».
Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»).
05.04 – 11.04
Е.И. Носов «Живое пламя».
Ю. П. Казаков. «Тихое утро».
12.04 – 18.04
Д. С. Лихачев. «Земля родная».
М.М.Зощенко. «Беда» и другие рассказы (урок внеклассного
чтения 9).
19.04 – 25.04
«Тихая моя родина». В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.
Рубцов, Н. Заболоцкий и др.
Песни и слова русских поэтов XX века. А.Вертинский.
«Доченьки». И.Гофф.«Русское поле». Б.Ш. Окуджава. «По
26.04 – 02.05
смоленской дороге…».
Письменная контрольная работа. Тестирование.

63

64
65
66
67
68

Из литературы народов России (1ч).
Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь
пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»),
03.05
«О моей Родине».
Из зарубежной литературы (7ч.).
Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения (урок
03.05
внеклассного чтения 10).
Дж. Г.Байрон. «Душа моя мрачна…»
10.05
Японские хокку (трехстишия)
О.Генри. «Дары волхвов».
17.05
Р.Д.Бредбери. «Каникулы».

– 08.05
– 08.05
– 16.05
– 25.05

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. дораб. –
М.: Просвещение, 2016. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.:
ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по
литературе: 7 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.:
Просвещение, 2011.
4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Л.В. Антонова.
– М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
5. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айриспресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
6. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.:
ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Интернет-ресурсы:




http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение
к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».